Trip to Baku

Дата публикации: 13.05.2019

В этот раз совсем не литературно
и даже без намёка на художественность. Тем, кто планирует, задаётся вопросами и
никак не решается посетить этап Гран При Формулы 1 в Баку должно быть полезно.
Букв много, так что готовьтесь.

 Вообще, поездка в Баку началась задолго до
того, как такси довезло моё сонное тело до аэропорта. Логично было
предположить, что Азербайджанский этап пользуется чуть ли не большей
популярностью, чем родной Сочинский в силу дороговизны и посредственной зрелищности
последнего. В комплекте с отсутствием прямых рейсов до Баку из отдалённых точек
нашей необъятной, ажиотаж на авиабилеты обязательно случится в самый
неподходящий момент. Особенно учитывая 4 рейса в день, из которых один очень
рано утром, а другой почти в полночь. К счастью, такое умозаключение нагрянуло
вовремя и сподвигло принять стратегическое решение – купить билеты на самолёт
ещё до объявления официального календаря на 2019 год. Первым делом выбор пал на
всем известный S7, но
через пару недель после подтверждения брони, авиакомпания передумала летать к
побережью Каспийского моря и просто отменила рейсы. Неожиданно, не очень
приятно, но не критичо. Наверное, потому, что «задолго» в этом случае не такая
уж и метафора. Дело было в ноябре 2018… К концу месяца вопрос перелёта и
повторной брони билетов был решён в пользу Азербайджанских авиалиний (уж они –
то точно не перестанут летать в домашнее гнездо). Да и по соотношению цена –
качество – время прилёта/отлёта остались даже в плюсе. Всё удовольствие на
двоих туда/обратно обошлось около 33 000 рублей. Параллельным курсом шёл
поиск гостиницы с относительно вменяемым расположением относительно трассы,
комфортными номерами и по адекватной цене. Вот тут и случилась основная
загвоздка. Азербайджан вообще не самое популярное туристическое направление, но
они, видимо, очень стараются. Как результат – целая куча отелей на Букинге, а
подробных отзывов практически нет. Копала я долго, но, кажется, не в самом
верном направлении). По каким-то необъяснимым причинам, мой выбор пал на Emerald Suite Hotel. Номер категории
«улучшенный комфорт» с включённым в стоимость завтраком обошёлся в 1400 AZN. С Вашего позволения, все
цифры дальше (кроме стоимости билетов на само действо) будут приводиться в
местной валюте AZN
(манаты). Курс на момент поездки: 1AZN стоил чуть дешевле, чем 0,5 EUR. Дислокация на карте казалась вполне
сносной, год постройки – 2015, фото вполне себе приятные, а учитывая возможные
корректировки в расписании (утверждённого календаря-то нет), отсутствие предоплаты
и возможность отмены бронирования «без потерь» убедили меня окончательно. Так
ещё до начала календарной зимы полдела было сделано, оставалось только ждать.
Да, срок пребывания в городе ветров – 10 дней с прицелом не только на гоночный
уикенд, но и на посмотреть сам город, окрестности и погреться на южном
солнышке, но об этом чуть позже.

Пока 2/3 вопросов из категории
«обязательных» были решены, можно и о деталях поразмышлять, например, о выборе
трибуны. Учитывая плотную застройку вокруг трассы, видимость ограничена везде,
причём достаточно серьёзно. По сути, выбирать приходится по обозримости
наиболее значимых этапов гран-при. Старт, первый поворот и питлейн – моё
сложившееся «комбо хотелок», и доступно оно было только на главной трибуне Absheron, на ней и
остановились. Шаговая доступность от фанзоны и всех  сопутствующих ивентов – приятный бонус. До
трибун с другой стороны городского кольца пешком от фанзоны минут 20 в лучшем
случае.

Календарь, наконец, подтверждён,
тут обошлось без сюрпризов. Продажи билетов стартовали, и ценник на Absheron ожидаемо кусается
даже с учётом дисконта за раннее бронирование – 470 USD за 1 шт. на четыре дня.  Остальные варианты размещения, безусловно,
имели более демократичную стоимость, но Формулу хочется успеть, хотя бы, разглядеть,
а не только услышать, так что подумать, конечно, пришлось, но не так долго.

В общем, основные вопросы решены
и теперь оставалось только вычёркивать в календаре дни до отлёта. Веселее стало
за пару-тройку недель до дня Х. Когда в Москве уже стало заметно теплее, почти
совсем растаял снег и тёплые куртки на ближайшее время переехали в дальние
закрома шкафов, прогноз погоды в Баку ввёл меня в состояние лёгкого шока. На 19
апреля обещано +10 и сильный ветер с дальнейшим похолоданием… Эй! Я, вроде, на
юг еду! Гранаты там, апельсины всякие, солнышко, в конце концов, нет??? Волевым
решением майки и шорты оставлены дома, а в чемодан заботливо упакован пуховик и
свитера. Наверное, я надеялась, что все известные ресурсы, рисующие прогноз
погоды, врут. Стадия отрицания не прошла даже тогда,  когда за окном иллюминатора минут за 30 до
посадки я перестала видеть что-то кроме плотных облаков.

Итак, за бортом 19 апреля,
самолёт благополучно приземлился в аэропорте Гейдара Алиева, пасмурно, плюс
десять градусов по Цельсию, ветер. Паспортный контроль без неожиданностей,
теперь бы до гостиницы доехать, а вот с этим проблема. От предложенного на
этапе бронирования трансфера я отказалась. Ну Убер - то по всему
цивилизованному миру работает… наивная чукотская девочка… Работать-то он
работает, но на наших девайсах упорно отправляет в приложение яндекса, а он
Азербайджан не обслуживает… Естественно, никаких местных агрегаторов мы не
предустанавливали, но невелика беда. С такси на территории аэропорта проблем
никаких, это привычно, а вот цена удивила. Нас прилетело четверо и до отеля
(минут 30 в дороге) мы доехали за 20 AZN, правда, на мерседесе, который чуть моложе меня. И этого
немецкого старичка мы поймали практически «на руку». Для сравнения, отель
просил за ту же поездку 35. Трассу к этому моменту собирать уже начали, и город
потихоньку стал погружаться в пробки. Ими мы и насладились в полной мере.

Вообще удивительно, что в этот и
все последующие разы мы выходили из машины целыми. Стиль вождения местных
заслуживает отдельного внимания. Они невменяемые… Все! Не в самом плохом смысле
этого слова, но тем не менее. Не знаю, по какому магическому стечению
обстоятельств у них относительно целые машины, при такой хаотичности
передвижения. С первых пятнадцати минут я осознала, что в Москве на дорогах,
оказывается, культурные, воспитанные и безмерно терпеливые люди. Серьёзно) Если
на бакинских дорогах ты не жмёшь на гудок каждые 30 секунд и истерично не
фаришь, считай день прошёл зря. Включать поворотники, однозначно, правило плохого
тона, а разметку и помеху справа придумали трусы. И парковаться тут принято
примерно как на Тверской лет 10-15 назад. И задом по встречке ездить, в общем,
тоже не так чтобы возбраняется. При этом в повальное большинство номеров
(порядка 95%) вшиты чипы, так что броуновское дорожное движение происходит
строго в установленных рамках скоростного ограничения.)

Теперь немного о гостинице и
прилегающих кварталах. За свои деньги она очень даже ничего. Действительно
новая, чистая и очень аккуратная, и её как объект я, наверное, могу
рекомендовать, а вот окружающий квартал – нет. Его начали строить к европейским
играм 2015 года. Кто успел – тот молодец, а кто не достроил, решил не
заморачиваться и бросить это гиблое дело. Так что картина вокруг немного
постапокалиптичная. Из всей улицы, утыканной отелями, функционируют процентов
20, остальные в разной степени готовности. И если с недостроями всё понятно, то
зачем на улице длиной в 300 метров 4 клуба – загадка. Уж не знаю, к счастью,
или к сожалению, но самое злачное место в городе – клуб Infinity, располагающийся через дорогу,
не работал. О том, насколько оно значимо для любителей пуститься во все тяжкие
я узнала, наверное, день на третий соседства. Зато остальные функционировали
вполне себе ежедневно и часам к 12 ночи полторы полосы под окном превращались в
самый оживлённый проспект в городе со всеми вытекающими. Что касается
географического положения нашего временного пристанища, по карте всё было
прекрасно и удивительно, 2,5 километра до набережной очень обнадёжили, но когда
через город проходит железная дорога, всё не так просто. Маршрут, предложенный
навигатором был пройден несколько раз и занимал минут 40-50 бодрым шагом сквозь
достаточно замызганный квартал с элементами строительного рынка и выводил
прямиком к железнодорожному вокзалу. Как Вы уже понимаете, никакими двумя
километрами тут и не пахнет. Вариант покороче я всё таки разнюхала, но для
этого пришлось бегом перебираться через съезды на магистрали. Правда, в Баку
пешеходов в любом случае не любят. Ни тебе светофоров, ни даже нормальных
тротуаров. Если нашёлся пешеходный переход – праздник! Но это неточно, всем на
эти переходы, по большому счёту, наплевать) Но главным аспектом стали не дороги
и даже не почтительное расстояние до цивилизованной части города. Если
упарываться по пешим прогулкам я, кажется, могу бесконечно, то промерзать
вечерами до костей не входило в мои планы. От вездесущего ледяного ветра не
спасал ни тёплый свитер, ни куртка, ни узкие улочки по которым приходилось
обходить хоть сколько-нибудь открытые пространства. Так что освоить местное
метро всё таки пришлось. Вот до него от гостиницы сравнительно близко – 15
минут. Проезд стоит копейки, особенно в сравнении с Москвой. Одна поездка
обходится в 0,3 AZN,
удобнее купить многоразовую карточку (работает по принципу московской тройки),
за нее придётся доплатить ещё 2 AZN
и положить на ее счёт столько, сколько считаете нужным. Если хотите
пользоваться одноразовыми проездными – на здоровье, но тогда запасайте мелочь.
Автоматы по продаже проездных сдачи не выдают, а кассы отсутствуют как вид.
Метро интуитивно понятно, в случае сомнений, можно обратиться к любому
прохожему на русском и, с высокой вероятностью, Вас поймут и с удовольствием
подскажут. Это приятно удивило. Английский, говорят, тоже в ходу, но мне так
почему-то не показалось.

Если с первой целью вечера всё
было предельно ясно – забрать заветные билеты на Формулу (по городу есть
несколько точек по выдаче, информация в свободном доступе на сайте), то с
ужином в первый вечер ломались долго и решили довериться Trip Advisor. В этот раз не
подвёл, но безоговорочно верить я бы не стала. По его наводке набрели на
чудесно стилизованное и вкусное место в пятидесяти метрах от Хилтона,
выходящего фасадом на трассу. Ресторан Марьиванна почти запал в душу. Он очень
далёк от категории бюджетных заведений по здешним меркам, и практически не
предлагает традиционную местную кухню, но для меня это скорее плюс – баранину я
не употребляю ни в каком виде) Чек на двоих за вкусный ужин с умеренным
количеством алкоголя – примерно 120 AZN. Место там неплохо бы бронировать заранее, тем вечером нам
скорее повезло вклиниться (столик был свободен на полтора часа).

Наутро стало ещё прохладнее. За
окном +7, ветер ещё усилился и с волшебной строчкой «ощущается как +1»
невозможно было не согласиться. Но не посмотреть город было бы преступлением.
На основные достопримечательности, конечно, была запланирована ещё экскурсия,
но пройтись по городским улицам и просто поглазеть по сторонам для меня был must have. И город действительно
неоднозначный. Соседство уюта и ухоженности с полной разрухой здесь на каждом
шагу. И соседство это не «там за забором, и вообще незаметно, просто район
такой», а буквально в двух шагах. Да, над благоустройством усиленно работают и
это заметно, но такие контрасты, к сожалению, скорее типичное явление для
большинства городов постсоветского пространства. Живя в Москве, пора бы давно
привыкнуть, но что-то не выходит. Отдельная изюминка – старый город внутри
крепостной стены. По этим узким брусчатым улочкам можно блуждать, кажется,
бесконечно. Центральная торговая улица очень уж похожа на Арбат, туда мы и
забрели в поисках обеда. В этот раз нас занесло в «Passage 145». Первым удивлением было
отсутствие любого алкоголя в меню (оказывается, тут это не редкость). Так что
грелись чаем, сносными салатами и невкусными бургерами. После поспрашивали и
выяснили на будущее - вся сеть 145 это в чистом виде Чайхана, так что ничего удивительного.
Так что любителям чая и кальяна туда)

Этот день, пожалуй, был самым
удачным для прогулки по набережной до гоночного уикенда. Боксы собрали совсем
недавно, фамилии пиотов наклеены в рандомном порядке (странно, что в итоге
переклеили), трибуны докручивают, ограждения есть, но к ним можно подойти
вплотную и подробненько рассмотреть, что происходит в гаражах. Народу совсем
мало, периодически над головой летают озябшие попугаи – красота.

На следующий день теплее не
стало, но из-за туч, наконец, выглянуло солнце. Очень вовремя, целенаправленно
гулять с гидом по основным достопримечательностям под дождём – не самое
приятное занятие. Да, люди, которые утверждают, что в Баку не идёт дождь, мягко
говоря, неправы. Что касается экскурсионной составляющей, это на любителя. Я не
так чтобы сильно за, но гид попался просто чудо, так что ни капельки не жалею.
Ни разу не нудно, всё с юмором и достаточно интересно. По цене оказалось тоже
вполне приемлемо – гид и трансфер на четверых (продолжительность около пяти
часов) обошёлся в 200 AZN.
Смотровая площадка, знаменитые небоскрёбы, правительственный квартал и старый
город с его удивительной историей и легендами – это те места, которые
обязательно нужно увидеть и прочувствовать. Был запланирован ещё музей Гейдара
Алиева, но ни в этот раз, ни на следующий день попасть в него не удалось. Не
сложилось с этим музеем – не беда, найдём другой! По стопам шоу «Орёл и решка»
решили попытать счастье в музее-ресторане «Шарваншах». Нам повезло с
отменившейся бронью (да, и туда тоже нужно предварительно звонить). Стилизовано
чудесно, и это заведение, правда, скорее хочется назвать музеем. По нему даже
экскурсии водят… Кухня, к сожалению, существенно уступает интерьеру. Или мы
просто промахнулись с выбором блюд. Всё, что хотелось попробовать – только по
предзаказу, на шашлыки морально ещё никто не созрел, а то, что готовится относительно
быстро на вкус оказалось достаточно посредственно. Но и ценник совсем не
кусается. Чек на двоих примерно 55 AZN с учётом бутылки гранатового вина.

Я уже говорила, что могу
бесконечно гулять по городу? Кажется, да. Даже если на улице по-прежнему нереально
холодно, особенно для юга, особенно для конца апреля. И особенно, если через
три дня стартует гоночный уикенд. Но постройка формульной трассы там, где ещё
вчера проносились гражданские машины – зрелище завораживающее. За несколько
дней проспект Нефтяников и все прилегающие улицы преобразились. За этой
эволюцией можно наблюдать очень и очень долго, если не окоченеешь раньше… Тут
бы помогла чашка горячего кофе, но для ценителей этого напитка у меня плохие
новости. Кофе в Баку – редкостная дрянь… я пыталась найти приличный, честно. В
поисках не зашла разве что в Старбакс (чтобы окончательно не разочароваться),
так что остаётся только смириться. Или компенсировать интересными заведениями.
По образцу и подобию Останкинской телебашни, в Баку тоже есть чудесный ресторан
с панорамным видом на город и оборотом на 360 градусов за примерно 1,5 часа.
Кормят вкусно и не так чтобы дорого, а вот всё текучее стоит нездоровых денег
(бутылка вина, купленная в магазине за 10 AZN будет Вам продана за 50 AZN. С чаем, кофе и любой жидкостью ситуация та же). Заказывать
столик обязательно, вечерами посадка полная, вид восхитительный! Счёт на двоих
около 100 AZN (напомню,
из этого около половины – жидкость).

Помимо самого города были
запланированы ещё и окрестности. Не скажу, что вариантов полно, но на пару дней
разъездов наскребли. Во всяком случае, мне сначала так казалось. Грязевые
вулканы, Гобустан с наскальными рисунками, храм огнепоклонников и горящий холм
на один день, а на второй очень хотелось доехать до посёлка Губа (или Куба, в
зависимости от произношения), а от него добраться до удивительно красивого
(если верить фотоотчётам) горного поселения Ханалыг. Но прогноз погоды и
недавний снежный оползень решили иначе. В конце апреля в Ханалыге -9 днём,
лежит снег и дорога не так, чтобы очень проезжая. За месяц ее, конечно,
откопали, но несильно. Так что, скрипя зубами, от этого направления пришлось
отказаться. Но почти всё остальное посмотреть получилось. Продолжительность
поездки по пригородам примерно 9 часов за скромные 250 AZN на четверых (с тем же гидом и
трансфером). Грязевые вулканы, конечно, стоит увидеть, но, честно говоря, они
не вызвали бурю эмоций, если не брать в расчёт последние несколько километров
на ржавой классике отечественного автопрома (короткий участок ралли обошёлся в
20 AZN за четверых).
Говорят, туда больше ничего не проедет. Я сначала не верила, но последний
спецучасток меня убедил. И да, важно, не суйтесь туда после дождя, дорогу
размывает окончательно и, если Вам повезёт всё - таки взять штурмом последнюю
горку, то, выйдя из машины, Вы об этом обязательно пожалеете. Грязища не только
в самих вулканах, но и под ногами. Она очень липкая и тяжёлая, так что через
пару шагов вокруг обуви нарастает вполне увесистый трёхкилограммовый ком.
Теоретически, от этого могут спасти бахилы, но тогда велик риск искупаться в
целебной грязи целиком… таких я там видела и не сказать, что они были очень
довольны). Отмывшись по возвращению и пересев в гораздо более уютный Vito, направились в Гобустан.
Перед тем, как идти рассматривать камушки с рисунками, обязательно зайдите в
местный музей. Он небольшой и удивительно интерактивный. После его посещения
значительно легче осознаются все выдолбленные в камне палочки и точечки.
Побродить между невысоких скал и поближе разглядеть историю, однозначно, стоит,
но делать это лучше в чуть более тёплую погоду. Входной билет в музей +
заповедник – в районе 6-10 AZN
за 1 шт. Осмотрев и облазив всё, что можно, пообедали в рыбацкой деревушке
свежепойманой рыбой на гриле за примерно 50 AZN на двоих (рыба, салаты, горючие и негорючие напитки) и
постарались успеть в храм огнепоклонников, который, как ни удивительно,
закрывается в 18.00. Немного странно, учитывая его огненную (в прямом смысле
этого слова) подсветку. У пробок были на нас немного другие планы. Безнадёжно
отстав от графика, плюнули на храм и поехали смотреть центральную мечеть. Вот
она действительно красивая. Особенно в лучах заходящего солнца. И невероятно
огромная (если мне не изменяет память, входит в десятку крупнейших в мире). В общем,
сделать небольшой крюк и посмотреть на нее, однозначно, стоит. На десерт нам
остался горящий холм. Это место, наконец, начали облагораживать и за вход даже
придётся заплатить символические 3 AZN с человека. Да, по сути это просто постоянно горящий кусок
земли. А теперь задумайтесь, что он не гаснет уже несколько тысяч лет.
Своеобразный природный вечный огонь. Место, прекрасное в своей простоте. Это
последний такой «факел» в Азербайджане. Вернувшись в гостиницу затемно, твёрдо
решили завтра в третий раз попробовать попасть в музей Гейдара Алиева.

 С архитектурной точки зрения здание достаточно
футуристичное, экспозиция внутри периодически меняется. Меня хватило только на
выставку ретро автомобилей (вход на нее оплачивается отдельно, 10 AZN за 1 билет). Экспозиция
небольшая, но красивая. На мой субъективный взгляд, значительно уступает музею
в Архангельском, но посмотрела с удовольствием. На соседнюю экспозицию с
куклами, да и всё остальное внутреннее пространство меня не хватило, тем более,
что не зря же я везла с собой подшлемник и перчатки. В планах было прогуляться
до морского вокзала и от него до новенького Baku City Karting. Общая протяжённость пешей прогулки должна была составить
около 11 километров, из них 9 по набережной. Казалось бы, план отличный, но
подумать о том, что за сутки до старта гоночного уикенда всё пространство,
отведённое под фанзону наглухо закроют, мне образования не хватило… В этот день
я частично поняла негодование местных жителей по поводу повсеместных
перекрытий. За полтора дня на всей протяжённости городского кольца натянули
баннеры, поставили отцепление и закрыли сквозной проход. Для того, чтобы
попасть от первого поворота к последнему прошлось сделать крюк в, внимание, 20
километров! 20 километров под градом ментальных проклятий моего верного
несчастного спутника… Но я ж вижу цель и не вижу препятствий, так что марафон
успехом всё таки увенчался (если бы образования всё таки хватило, можно было
прыгнуть в метро и вместо 20 километров проехать 4 станции, сократив поход до 6
километров). Картинг действительно новый и вполне чистенький. Стоимость от
Москвы особо не отличается, 20 AZN
за 10 минут заезда. Прокатные машины – Sodi 9 л.с. Без низа и на грани смерти, но это классика и ни разу
не удивительно. Трасса неоднозначная, но вполне себе интересная. Не смотря на
то, что построена она под открытым небом, она достаточно узкая и
«рулемахательная», поворотов неожиданно много, но от этого только веселее. Из
странностей – изобилие металлических люков прямо на траектории в точках
торможения. Не знаю, к чему бы это, но стабильности не добавляет. Если верить
маршалам, время вполне конткурентоспособное. Со второго заезда показала
четвёртое время месяца, но снять с него можно целую пропасть. Надо было бы,
конечно, вернуться и протестировать клубные машинки (Соди в классической
тринадцатисильной конфигурации), но на сегодня время поджимало, а потом
свободных пары часов, к сожалению, не нашлось. Так что уезжала я оттуда с
чувством лёгкой недосказанности) Но уехать был отдельный квест. Тащиться пешком
до ближайшей станции метро шесть километров не входило в мои планы, а Убер так
и не заработал. Спасибо ребятам на ресепшене, нам вызвали такси) Правда,
местные таксисты не горят желанием ездить на самые дальние окраины и минут
двадцать ушло только на поиск машины. Справился только Bolt (Taxify), который, кстати, очень сносно работает. 12 километров мы
ехали 40 минут и отдали за поездку 6 AZN. Удивительно дешёвое такси… А торопились мы к заказанному
столику в ресторане Sheki.
Внутри небольшие джунгли и живые птички, очень уютно. Живая музыка на любителя,
но ни в коем случае не раздражает. Из меню однозначно стоит обратить внимание
на шашлыки. Мы до них, наконец, дозрели и здесь они действительно ооочень
вкусные (и столик снова нужно обязательно бронировать). Правда, это было, чуть
ли, не единственное приличное место недалеко от гостиницы (10-15 минут
неторопливым шагом), ещё и по дороге к метро. Так что с тем, чтобы забронировать
столик особых проблем не возникало. За шашлык, тушёную в вине курицу и, ставшее
уже классическим, гранатовое вино заплатили примерно 70 AZN (на Trip Advisor наткнулась
на отзыв об этом заведении. Там народ умудрился, вроде как, насидеть на 800 AZN и на полном серьёзе
жаловались на неоправданную дороговизну… С учётом расценок в меню, 800 – это более
чем достойный результат).

Race weekend start!!! Четверг не такой
насыщенный и народу сравнительно немного. Свободных заездов нет ни у Формулы 1,
ни у Формулы 2, зато есть прогулка по питлейну, на нее и отправимся. Посмотреть
поближе на болиды, пусть и частично разобранные – это круто) В глаза бросается
громадная разница в конфигурации передних антикрыльев. Почему-то фотографии не
производят такого впечатления. Да и в целом, для меня питлейн – место немного
магическое, так что даже дождь впечатление не испортил. Ещё четверг, наверное,
самое удачное время для похода за формульной атрибутикой. Вариантов мерч - точек
было две: Бакинский этап с лого трассы и всевозможными извратами на тему Баку и
классическая атрибутика команд и Pirelli. Ожидаемо, всё, что представлено с лого трассы стоит в
разы дешевле. Ручки по 5 AZN,
футболки от 20 до 35 AZN,
брелоки от 10 до 35 AZN
(и почему-то чем дороже, тем хуже они выглядят) и ещё куча всякой молочёвки.
Пожалуй, самое дорогое из найденных – куртка за 250 AZN. Командная атрибутика, конечно,
дороже. Кепки по 90 AZN
(не считая уценки, оставшейся после перехода пилота в другую команду. Так кепку
с №7 и крохотным лого Феррари можно было забрать за 50 AZN). Футболки колебались  в пределах 140 AZN (McLaren почему-то был вдвое дороже всех
остальных. Сомнительный маркетинг). Толстовки около 270 AZN. Ручки Pirelli в
пределах 30 AZN и ещё
куча всякой мелочи. Ещё четверг неплох для тестового посещения развлекательных
точек на подобие Pit stop challenge.
Занятие максимум двухразовое, так что стоять за ним очередь где-нибудь в
субботу нет особого смысла. Аллея с фигурками пилотов и стенды с фото также
крайне рекомендуются к посещению именно в четверг всё по той же причине –
дальше народ будет только прибывать. Закончив праздные шатания, душа
запросилась в паб. Из относительно ближайших, выбрали паб Пушкин. Кормят и поят
очень неплохо и сидели мы там неприлично долго. Насидели в итоге на 100 AZN на двоих и оно, пожалуй,
того стоило.

На пятницу программа обещала быть
более насыщенной и тут душа запросила автографов. Расписание действа и
участники были известны заранее (в помощь всё тот же официальный сайт). На
пятницу назначили Рено, Ред Булл и Феррари. Потренироваться «на котятах» не
получилось, так что высматривать что, где и как пришлось по ходу, и вот что
оказалось: Очереди (по одной на команду) организуются в отдельных коридорах и
заполняться они начинают с открытия, а это в 10 часов утра. И это при том, что
начинается всё ближе к полудню. Я в этом плане человек неподготовленный и особо
не торопилась. Явилась в назначенное место часов в 11, а зря. Организация
сессий в общем очень неплохая, но перехлёстывать первую практику Формулы 2 и
очередь к Рикьярдо и Халку немного свинство. Особенно, если учесть, что тут
Акелло промахнулся. Если кому-то интересно, то сообщаю, в хвосте очереди на
сцену делать особо нечего) Вариантов получить заветную каракулю было, на самом
деле два: очередь на сцену (эта та, которая в отдельных коридорах) непосредственно
к пилотам и толпа за ограждением перед сценой. Продолжительность автограф сессии
– 20 минут. Из них 10-15 минут на сцене и дальше дефиле вдоль ограждения и
стихийные подписи на всём, что суют под маркер. И в первый день шансов у забора
было явно больше, как оказалось. Но это было только в пятницу, со следующего
дня «в партере» началась лёгкая мясорубка. Ошибки учтены, стратегия на будущее
разработана и теперь можно спокойно посмотреть первую практику, казалось мне.
Но ее не случилось, тут, думаю, все в курсе. И следующие несколько часов надо
чем-то развлекаться, пока маршалы старательно ковыряют 300 люков на трассе. К
счастью, в пятницу стало значительно теплее, и иногда можно было не мёрзнуть
даже в футболке. Кстати, что касается обзора на трибуне: с  сектором удивительно повезло, D – второй от поворта, в
относительной близости от стартовой решётки и прямо напротив боксов ( мне довелось
наблюдать за McLaren, Racing Point, Alfa Romeo, Renault, Haas, Williams и Toro Rosso, остальные если только
в бинокль). Так что светофор, сам старт, первый поворот и питстопы
вышеописанных как на ладони, остальное в монитор который тоже прямо напротив.

Пара часов до квалификации
формулы 2 пролетели незаметно, и тут меня ждал сюрприз – почти пустые трибуны. Нет,
я всё понимаю, люди приехали целенаправленно на аристократичную Ф1, а тут
какие-то цыгане перед боксами команд шины и гайковёрты раскладывают. Все кто
саботирует гонки поддержки, конечно, имеют на это полное право, но как же много
вы упускаете! Да, Ф1 это Rolex,
Hugo Boss, звёздные пилоты, высшее
общество и очень рафинированные гонки. В этом есть какой-то шарм, и я тоже
приехала на это смотреть, но на фоне вылизанной до блеска топовой гоночной
серии, Ф2 это примерно как телепортироваться с недели мод в Париже в слем на концерте
рок-группы в тёмном ночном клубе. Ф2 делает шоу. У пилотов развязаны руки и они
действительно атакуют на пределе. Конечно, ошибок и инцидентов больше, в этом и
прелесть. Они действительно борются за гранью и получают от этого не только
опыт, но и удовольствие. Контраст поразительный. Хотя на этот раз вторая серия
свободных заездов Ф1 была бодрой. Времени на поиск настроек оставалось совсем
немного и команды не засиживались в боксах. Другое дело, что квалификационный
режим никто и не пытался тренировать, но для этого есть третья серия и
квалификация, а пока запоминаю цвета камер на болидах и наслаждаюсь звуком.

На этот день в расписании
значился ещё один пункт – открытие ворот на трассу, но сначала ужин. Если
соберётесь посетить fillet steak house,
имейте ввиду, одну порцию мяса там нужно заказывать на двоих, серьёзно. Порции
там нереально огромные. Мясо нереально вкусное, птица тоже неплохая.
Расположение относительно трассы чудесное (5-10 минут и на месте). Для ужина
после очередного дня уикенда – самое оно. Чек на двоих 125 AZN (напоминаю,
его можно было смело сократить на 55 AZN). Немного потерявшись во времени, обратно к гейту вернулись
только ближе к 20.30. Ворота на трассу открыты и это – один из двух дней, когда
всё кольцо можно пройти пешком! Для ленивых и скучных по этому же маршруту
ездят автобусы, но какой тогда смысл… Track walk это невероятно круто и, визуализируя недавно закончившуюся
практику, очень страшно. В поворотах очень узко и стены по соседству с
огромными болидами должны вызывать приступы клаустрофобии. Я не знаю, как в
восьмой поворот можно вообще поместиться. В нём нет места, а он ещё и немного
слепой… За рулём, наверное, некогда об этом думать, а пока идёшь пешком,
времени ужаснуться целое море. Полтора часа на круг длиной в 6 с копейками
километров хватило с трудом и волоча за собой полтонны эмоций распрощалась с
фанзоной до следующего утра.

А утро началось, конечно, с очереди.
В 9.30 перед гейтами уже собрались фаны Мерседеса и Кими. Автограф сессия Альфа
Ромео в 12.00, Мерседеса в 12.30. В 10.00 открыли вход, а в 10.07 очереди в
коридорах на сцену были уже сформированы. Все припозднившиеся оккупировали
площадь перед сценой, ждёмс… В этот раз не зря, до Кими я всё таки добралась) Первая
гонка Ф2 шла внахлёст с автограф сессией, но большую часть посмотреть всё таки
удалось. Сходов много, борьбы ещё больше, всё как я люблю, так что ожидание
третьей сессии свободных заездов скрасилось переваривание событий у Ф2. Третья
практика и квалификация с характерными для Баку вылетами и остановками сессий.
Было на что посмотреть и что обсудить. Результаты всем известны и в этот раз они
скорее удивили, но тем интереснее должно быть в гонке. Результаты квалификации
отметили в полюбившейся Марьиванне на 130 AZN за двоих.

А последнее утро уикенда началось
с классической очереди. По плотности автограф сессий воскресенье стало самым
насыщенным днём: Williams,
Racing
Point, McLaren, Haas и Toro Rosso. На этот раз спасибо,
вторая гонка Ф2 шла без пересечений с очередями. Младшая серия не изменила себе
и в этот раз. В гонке машина безопасности, кажется, лидировала дольше, чем
кто-либо из пилотов. После отмашки клетчатого флага для Ф2 оставалось 2 часа до
старта гонки Ф1. Тут стартовал внутренний конкурс прогнозов на количество
выездов автомобиля безопасности, но все же смотрели Гран При? Не угадал никто.
Похоже, лимит треша был исчерпан до старта главной гоки. Да, вживую это все
совсем иначе и ездить на Гран при, однозначно, стоит, атмосфера волшебная и
почувствовать себя частью этого всего происходящего – просто непередаваемо, но,
не смотря на всех бабочек в животе, после финиша появилось чувство, что меня
немного обокрали) Возможно, дело в завышенных ожиданиях именно от этого этапа.
Слишком уж осторожной и спокойной получилась гонка, в которой ещё в прошлом году
два претендента на титул чуть не подрались после манёвров на трассе в стиле
детских картинговых серий.

Завтра утром самолёт, а сегодня за
ужином я пытаюсь сформировать какое-то окончательное мнение. И не могу. Если
брать отдельно только 4 гоночных дня, всё в целом крайне достойно и, однозначно,
заслуживает внимания. Если брать гонку в отдельности, лично мне не хватило. Если
рассматривать город, он очень неоднозначный. Да, я рада, что увидела его с
разных сторон, но окончательного мнения так и не сформировалось. Поехала бы я
туда без Формулы – наверное, нет. Увидев Баку один раз, хочется ли мне
вернуться без Формулы? – однозначно нет. Стоит ли лететь в Баку ради того,
чтобы своими глазами увидеть его? – да, пожалуй, стоит. Хочется ли мне ещё раз
съездит на ГП Азербайджана? Да, даже очень. Спасибо всем кто осилил столько
букв. Если я что-то упустила, спрашивайте, с удовольствием отвечу.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.


Вячеслав Бонд

Очень достойно, подробно и интересно. Возможно данные трактаты смогут кому-то помочь;) осилил за два подхода. Цены действительно очень неоднозначные.

Выбрать
14 мая 2019

Анна Криворучко

Да, я чет размахнулась) а что касается цен, ходят слухи, что билеты га этап нехило подорожали в этом году

14 мая 2019