В жизни редко что-то меняется или мое участие в REC 2017
гоняет на Rotax Max DD2

Дата публикации: 21.07.2017

Как часто говорят – в жизни редко что-то меняется. Я уже привык, что на многие важные и большие гонки или чемпионаты я вписываюсь в самый последний момент, зачастую принимая участие вовсе без тренировок. Прошедший 15 июля этап Russian Endurance Challenge на трассе Moscow Raceway недалеко от Волоколамска не стал для меня исключением.

За пару недель до гонки я узнаю о своем участии в гонке на французском прототипе Ligier JS51 в команде DK Racing Team. Гоночная лицензия по древним обычаям делается в последний момент, ну а о полноценных тренировках я мог и не мечтать, ведь наш гоночный болид прибыл на базу после «ребилда» из Италии всего за пару дней до гонки. Собирали и подготавливали его к боевому выезду уже в пятницу во время первой официальной тренировки. Полагаю, не надо говорить, что ее мы благополучно пропустили.

На этом моменте мы немного остановимся, и я позволю себе сделать отступление.

Ligier JS51 – прототип, обладающий аэродинамикой, и обувается в гоночный «слик». Мой опыт езды на подобных агрегатах ограничивается одним этапом в российской серии Formula Masters на трассе «Крепость Грозная». Да и вообще, опыт езды на быстрых кольцевых автомобилях у меня не такой большой (спортивный картинг хоть и закладывает хорошую базу, но ее явно недостаточно). Я, будучи уже довольно взрослым мальчиком, объективно оценивал свои силы – готовился работать и впитывать в себя новую информацию.

Помимо больших «сликов», которые дают нереальное количество держака, «Лижье» обладает еще бо́льшей прижимной силой, нежели Tatuus FA10, предоставленный мне 2 года назад в Грозном. Именно эта сила становится весомым камнем преткновения для быстрых картингистов, молодых и не очень, которые пересаживаются из пластиковых сидений карта в «формульные» ложементы. Аэродинамика делает потрясающие вещи, в которые сложно поверить. Она позволяет машине тормозить очень поздно, она позволяет заезжать в повороты невероятно быстро, а в некоторых местах, где на обычной кузовной машине надо сбавить скорость, она позволяет спокойно держать дроссель газа открытым.

Короче, то, что я изучал и прочувствовал в Чечне за рулем «Формулы Мастерс», я подзабыл, мне предстояло это вспомнить и постараться преумножить, чтобы стать еще быстрее. Пропустив полтора часа первой официальной тренировки, надежда на полноценный «вкат» начала таять, и я проехал всего три обязательных по регламенту для допуска к гонке круга во второй тренировке.  Единственным временем, возможным для моего «вката» и тренировки оставалась субботняя квалификация.

Очень важно понимать, что я имею ввиду под тренировками и «вкатом». Это мое любимое занятие, заставляющее активно думать и анализировать свою езду. Последнее является самой важной частью – зачастую можно проехать всего 5-10 кругов, переварить это все в себе и в итоге на следующей сессии значительно ускориться. Еще одной важной составляющей является работа с телеметрией. Мой большой совет всем, кто занимается гонками, не важно RHHCC это или РСКГ – не скупитесь на хорошего гоночного инженера. Именно этот человек поможет найти ошибки, места где можно ускориться, а также грамотно настроить автомобиль. В этот раз я имел честь работать с Георгием Расплетиным, но в силу указанных выше обстоятельств и отсутствия времени ни разу не удалось разобрать с ним хотя бы один мой круг, чтобы понять где я могу качественно улучшить свою езду.

Субботним утром в квалификации я успел проехать почти 20 кругов. Которые были разбиты на три небольших стинта по 3-4 быстрых круга. В последнем стинте на одном из моих последних кругов мне удалось выдать 1:45.9, что уже было не так и далеко от темпа моего именитого в российском кольцевом автоспорте и опытного напарника Михаила Лободы, который после меня сумел поставить время 1.45.2. Надо отдать должное нашему инженеру Георгию, который в ночь с пятницы на субботу кропотливо работал с настройками машины, но катастрофическая нехватка времени не позволила довести это дело до конца. В квалификации на новом комплекте резины Миша Лобода всего на полсекунды улучшил свой собственный результат, установленный в прошлом году и остановил секундомер на отметке 1:44.5. Это время позволяло довольствоваться лишь 4 позицией на стартовой решетке с отставанием в две секунды от пары лидеров – G-Drive Racing на Ligier JS53 EVO2 и BF Team на Lamborghini Gallardo GT3.

Вновь сделаем отступление и поговорим о самом мероприятии, а именно о Russian Endurance Challenge (сокращенно REC). Данная гонка в России проводится уже в четвертый раз. Чуть менее года назад REC также проходил на Moscow Raceway и собрал большое количество участников, тогда на старт вышло почти 30 экипажей. И в этом, и в прошлом году REC проходил совместно с «Гонкой Звезд». Если в прошлом году я действительно ощущал себя на празднике скорости, быстрых автомобилей и красивых grid-girls, REC в нынешнем году был похож на очередные покатушки вроде RHHCC или MaxPowerCars. Ни одной развлекательной площадки, минимум компаний со своей продукцией в качестве рекламы, не говоря уже о бесплатном пиве Corona (да-да, я помню, спортсмены не пьют), которое в прошлом
году раздавала компания ТОТЕК, попутно предлагая сфотографироваться с высокими ногами и бюстом 4-го размера.

Может быть, всему виной величина стартового взноса, которая умножилась ровно в два раза с 50 000 рублей за экипаж до целой сотни, да еще и в нагрузку пятничные тренировки в этот раз оплачивались отдельно. Итого имеем общий подъем стоимости аж на 75 тысяч рублей. Кто-то поговаривает о нынешней политике автодрома Moscow Raceway, который сдает уик-энд целиком и никак иначе. Но ведь в этом году в дополнении к REC и «Гонке Звезд» в расписание втиснули еще и F4 NEZ, что должно было снизить, да хотя бы оставить на прежнем уровне стартовые взносы. Рассуждать можно много, да и не мое это дело, действительно в этом году такая дорогая аренда на MRW, или организаторы просто хотели сорвать куш, учитывая прошлогодний ажиотаж среди участников.

Отдельным абзацем хочется сказать пару слов о «Гонке Звезд», которая уже второй раз проводится в летнем формате. К участию допускаются автомобили класса «Национальный», скорость которых для такой огромной трассы просто мизерна. В очередной раз просматривая список участников было большой сложностью найти хотя бы одну звезду. Вкупе с нововведением от организаторов, которые закрыли доступ к самой интересной трибуне Mercedes-AMG (которая ныне называется просто «Трибуна №4»), чтобы собрать всех зрителей на главной трибуне, пытаясь создать видимость ажиотажа для фото. Выглядел этот перфоманс крайне прискорбно. Мне всегда хочется верить в развитие автоспорта в нашей стране, но, когда ты видишь главную трибуну, заполненную на 10% на такой «Гонке Звезд», на глаза наворачиваются слезы, и далеко не радости.

О печальном поговорили, теперь можем перейти к сладкому завершению гоночного уикенда – 4-х часовой гонке. В этом году на старт вышло всего 16 экипажей. Количество участников по сравнению с прошлым годом не радовало глаз, но есть один факт, который действительно доставил удовольствие как участникам, так и зрителям. На старт гонки вышло два прототипа Ligier, два прототипа Radical SR3 (третий Radical благополучно разложили еще в квалификации), три автомобиля класса GT3 – Lamborghini Gallardo и два Mercedes-Benz SLS AMG, два Mitjet 2L, два «Шортката» и несколько более простых кузовных автомобилей таких, как Ferrari F430, Ford Fiesta, Lada Granta и VW Polo. Подобный список благородно звучащих болидов должен был оживить публику после просмотра «фееричной» «Гонки Звезд».

Наш автоспорт был бы не нашим, если бы в ключевой гонке уикенда все прошло как по маслу. И участники, и организаторы умудрились не хило накосячить сразу на старте гонки. Сперва пилот команды G-Drive Racing нарушил процедуру старта и рванул вперед, едва выехав из
последнего поворота. В его действиях прослеживалась логика, ведь Ligier уступает на прямиках машинам класса GT3, благодаря чему BF Team и Capital Racing Team вполне могли успеть протиснуть свои Lamborghini и Mercedes в
первый поворот впереди французского прототипа. Пелетон отправился на еще один установочный круг, что должно было быть по правилам в случае не удавшейся процедуры старта. Тут-то организаторы гонки и дали жару, запустив гонку и обратный отсчет 4-х часов после первой неудачной попытки старта и попытались выкрутиться, выпустив Safety Car.

Потом была полная неразбериха, «сейфети кар» то появлялся, то вновь сворачивал на пит-лейн. Спустя 10 минут гонки и езды пелетона друг за другом был дан рестарт гонки, в котором болиды выстраивались не в две колонны, как это было на старте, а в одну, как и должно быть при классических рестартах. Уже во время написания статьи мне пришла в голову мысль о том, что пилот G-Drive Racing намеренно нарушил процедуру старта, чтобы потом на рестарте максимально обезопасить свою позицию. Опять же, никакого наказания, предусмотренного по регламенту за нарушение процедуры старта, пилот также не понес. Вот такой парадокс.

В нашей команде стартовал Михаил Лобода. На первых же кругах он совершил красивый обгон Lamborghini Gallardo GT3 команды BF Team по внешней части трассы и вышел на 3 позицию, но держаться в темпе двух лидеров G-Drive Racing и Capital RT, увы, не мог, отдавая им каждый круг по секунде-полторы с круга. Для гонки длиной в 4 часа это не так и страшно, ведь случиться может всякое. На нашу беду «всякое» случилось именно у нас – появились проблемы с перегревом двигателя, и Михаил загнал машину в бокс. Наш технический пит-стоп продлился около 40 минут, за время которого я уже распрощался с надеждой вновь сесть за руль прототипа и повести его в бой.

Проблема была в топливе – «Лижье» в Италии был настроен под 102-й бензин, поэтому квалификацию мы проехали на 100-м, а на гонку залили 102-й. Только оказалось, что наш 102-й отличается особо высокой долей кислорода (такая спецификация, есть и обычный 102-й). Это в итоге сильно «забеднило» смесь, температура двигателя приблизилась к 130 градусам, а антифриз поспешил раствориться в атмосфере. 40 минут ТННД выкачивал «кислородный коктейль» из бака прототипа, а механики параллельно обдували блок цилиндров воздухом.

«Меня называют молния, ведь молния приходит во время дождя» (с) Юрий Лобода

Ровно в тот момент, как на трассу упали первые капли дождя, инженер с механиком нашли неисправность и приступили к ее устранению попутно позвав меня за руль. «По-другому и быть не могло, кому, как не мне выезжать на гоночный стинт под аккомпанемент дождя, грома и молний», – подумал я. С самого начала занятий картингом я обожаю езду в дождь, а еще больше в ливень. Единственной проблемой вечера 15 июля на Moscow Raceway являлось полное отсутствие у меня опыта езды на прототипе
в дождь. Конечно, я буду скорее всего субъективен, сказав, что первый блин не вышел комом. Я быстро сориентировался, нашел быстрый темп, а погода доставляла огромное удовольствие.

Сперва дождь сильно намочил лишь стартовую прямую и первый отрезок трассы. (3 и 4 сектора были едва мокрыми), но спустя 10 минут моей сессии, дождь зарядил как из ведра. Надежда вытащить свой зад из кокпита сухим пропала именно в этот момент, а аквапланинг, который ловил прототип каждый круг, пока шел ливень, убедил меня, что придется потеть на протяжении всей сессии. Впереди меня ждали не только перемена погодных условий, но и заход солнца с переходом в темное время суток. Долгое время мой темп уступал только Lamborghini Gallardo, которая, как по
рельсам, в руках Ивана Лукашевича, везла всем неприлично много. Я же хоть и не неприлично, но вез всем остальным.

Как я уже писал, из-за острой нехватки времени мы не успели подготовиться и к темному времени суток. Мы стали одной из немногих команд, у кого не машине не была установлена диодная «люстра», которая давала бы хороший обзор в темноте. Что уж говорить о нем, прибавив сюда постоянно шедший дождь и кучу брызг из-под впереди идущих болидов. Последние 30 минут моей сессии казались мне сущим кошмаром. Ориентироваться зачастую приходилось лишь по белой линии, ограничивающей гоночное полотно, а тормозить, преследуя другую машину, по быстро появляющимся из-под брызг маркерам, указывающим количество метров до поворота.

Проехав без малого 2 часа за рулем, не допустив ни одной ошибки, я заехал на пит, чтобы передать управление Мише Лободе, который и довел наш Ligier JS51 до финиша на 6-ой позиции в «абсолюте» и 2-ой в классе CN 2.0. Менее года назад в подобной гонке «Лижье» даже не вышел на старт, сломавшись еще в квалификации, а сейчас, пусть и не так уверенно, но увидел финишный флаг, а мы с Мишей заработали небольшую «ачивку» в виде незначительного звания вице-чемпионов Москвы в классе Спортпрототипов. Первый шаг сделан, и мы уже вовсю ведем подготовку к следующему этапу REC, который должен пройти на трассе «Kazanring» 13 августа.

Теперь немного чистых эмоций, которые я получил от управления «Ligier JS51». Я думаю многие поймут, если я скажу, что словами просто невозможно передать те фантастические ощущения. Ты лежишь почти на асфальте, вокруг тебя кокпит, ты пристегнут намертво ремнями безопасности, мотор за твоей спиной создает вибрации, вкупе со звуком выхлопа и возрастающими оборотами от нажатия на педаль газа это заставляет тело покрываться мурашками, а сердце биться сильнее. Аэродинамика, которая заставляет резину буквально вгрызаться в асфальт, удерживая болид на трассе в поворотах на скорости, совершенно не свойственной ни одной кузовной машине. В конце концов тебе хочется просто мчать и мчать, мчать и мчать… Нереальный кайф. Это стоит немаленьких денег, но это действительно стоит того! (масло масляное, но по-другому и не сказать)

А теперь добавьте сюда все перипетии, которые устроила небесная канцелярия после часа гонки. Дождь, который превращал трассу в водоем. Чудовищный грозовой фронт, который подходил к трассе со стороны Москвы в момент заката, поглощая автодром в темноту и озаряя все вокруг красивейшими вспышками молний.

Это была самая красивая, самая сложная и одновременно самая
желанная гонка. Да, я не поклонник длинных гонок, я привык к личным гонкам, но в этот раз я действительно проникся форматом гонок «эндуранс». Командный марафон по большой трассе на быстром прототипе затмил все мои ожидания. Я буду с большой радостью вспоминать эту гонку и освежать воспоминания своего первого боевого выезда на «Лижье» на подмосковный трек, сопровождаемый миллионами капель, упавших в тот вечер с неба. Хочу верить, что с этого момента я встал на новую ступень своей карьеры.

В конце своего повествования хочу выразить огромную благодарность Михаилу Даеву и его команде DK Racing Team за возможность пилотировать настоящий гоночный аппарат и пережить эти нереально крутые эмоции; Георгию Расплетину за советы и грамотную настройку болида; Михаилу Лободе за своевременные подсказки по пилотажу; нашему механику Александру за оперативную работу с прототипом, благодаря которой мы вообще успели подготовиться к гонке; всем, кто приехал поддержать и просто переживал за наш результат.

Всем спасибо за внимание!

Результаты Russian Endurance Challenge, Moscow Raceway, 15 июля 2017 г

1. Capital RТ, Mercedes Benz SLS AMG GT3

2. BF Team, Lamborghini Gallardo GT3

3. G-Drive Racing, Ligier JS51 EVO2

4. Сapital RT, Mercedes Benz SLS AMG GT3

5. Загуменнов Сергей, Lada Granta SP

6. DK Racing Team, Ligier JS51

7. КБ 527, Shortcut

8. Govroch Racing Team, Shortcut

9. RAIHERT RACING ACADEMY, Radical SR3

10. Зенит Моторспорт, Ford Fiesta

11. B-Tuning PRO RACING TEAM, Volkswagen Polo

12. MITJET SERIES RUSSIA, Mitjet

13. SPEED CLASS, Radical SR3

14. TEAM GARIS, Mitjet

15. OLD SCHOOL RACING, Ferrari 430 Challenge

16. BF TEAM, Radical SR3 не вышел на старт.

*Фотографии предоставлены АСПАС.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.


Александр Машинский

Вась, верни себе в тексте 10 секунд ;-) 1:54 совсем не ваше время)

Выбрать
24 июля 2017

Андрей Алешков

Очень интересно!

Выбрать
24 июля 2017

Сергей Орехов

очень долго читать

Выбрать
21 июля 2017

Юрий Григоренко

Очень круто!

Выбрать
21 июля 2017